В этот год мой взор пал на господина Пастернака. Ничего о нем не знаю. Я дно и дремучий лес, я там, где не светит солнце, я то, что не светит. Я даже не в курсе, что он получил Нобелевскую премию. Если вам когда-нибудь хотелось обозвать человека безнаказанно и как угодно грубо, то сейчас ваш звездный час и самое время. Прошу.
Чуть больше 1.800 тычек на читалке. Окееей. Книга, которая начинается с похорон матери главного героя, не может оказаться плохой. Тем более, это уже +1 к моральным травмам. Что может пойти не так?.. Во-первых, евреи. Много евреев - зачем на них такой акцент? Ох, бедненькие, ах, светоч мирового блага и сосредоточ истинной веры, вечно притесняемые, унижаемые и страдаемые, но такие стойкие и вообще кругом молодцы. Пастернак, да ты чё?! Во-вторых, насыщенная событийность. Забавстовки рабочих! Бах! Революсьон! Бах-бах! Первая мировая! Биг бада-бум! Дайте дышать, господи боже! Всё проносится ураганом и топчет стадом быков. В-третьих, очень много персонажей. Не как у господина Графа, конечно, но почему-то героев Пастернака мне никак не удается запомнить. Тут с довольно-таки весьма достаточной очевидностью мелькают Некие Отношения, знакомцы из детства, со школы, юности бла-бла, и во время установления сложных связей между ними требуется задумчиво потереть подбородок и глубокомысленно так выдать: "Агааааа... Хм, ну ничего себе...", а я не помню этих людей, со мной этот бразильский сериал не проходит, мне обидно! Потому что во-вторых - избыточная событийность, поданная короткими обрывками чего-то, и слишком много имен. А еще у Пастернака персонажи, бывшие в начале книги детками, носили сокращенные имена, а когда повзрослели стали зваться полным именем и отчеством. Я без шансов.
Теперь немного личных драм.
1. У меня нет любимого персонажа! Это большая проблема - обычно. Книгу читать скучно и неинтересно, если нет переменной, за которой хочется следить. Но у Пастернака настолько чудный язык изложения, что я влегкую обхожусь без маяка. Держусь на курсе подчерпывания полезных оборотов речи)) Кстати, именно Пастернак привнес в мои скромные системы координат еще одну точку обозначения - была у него героиня, которую он охарактеризовал как "беспорядочно начитанная". Так вот в этом вся я - беспорядочно начитанная, беспорядочно образованная, беспорядочно увлекающаяся. Спасибо, Борис Леонидович.
Я пыталась проникнуться непосредственно главным героем - Юрием Живаго, но у нас с ним как-то не сложилось. Он слишком мери-сью. Во всем. Стихи пишет самые проникновенные, врачом стал лучшим на курсе, везучий, обаятельный, понимающий, чуткий до зубодробительного отторжения, при этом прогрессивный (революция же), охотно философствующий на любые темы, только заикнись, у него в ответ уже всё готово, всегда умеющий найти нужные слова, смелый, отважный и идеальный. С женщина обходительный, с мужчинами честный. В социальном плане тоже все стандарты закрыты - жена есть и он её уважает и любит, сына родил, по подозрению в измене был уличен, но праведно оскорбился, потому что сам не понял, как такое могло произойти, и неначавшийся конфликт исчерпался. Живаго скучный и однообразный - я понимаю, едва-едва начало книги, впереди полно интересного и вообще - революция, потому что книжная Первая мировая война кончилась парой сцен в лазарете да небольшой суматохой, когда штабную деревню обстреливали подошедшие немецкие дивизии. Емана, да даже в русской классике немцы меня нашли! И война случилась! Со мной!
Потом мой ум захватила Лара. В начале книги она попала под тотальное влияние престарелого господина Комаровского, который на балансе числился адвокатом, а на деле оказался...
2. ...педофилом
Я читала и не верила своим глазам! Я настолько неискушенный чтец
Это не книга, это истерика.
Лара добавляет как-то особенно. Волевым решением она начала жизнь с чистого листа и после школы улизнула-таки от своего престарелого благодетеля, работала где-то, кончила некие полезные курсы, завела жениха (того самого Патулю), вроде бы всё норм, а потом денег вдруг стало не хватать. И Лара не придумала ничего умнее, чем поугрожать Комаровскому на одном из балов, куда они оказались одновременно приглашены. Типа за все детские унижения и удар по психике он ей должен хотя бы денег! Но не словами поугрожать, не прилюдным разоблачением, а пистолетом. Настоящим, женскою ласкою отобранным у бравящегося Патули, который хотел то ли стреляться, то ли лезть на забастовочные баррикады. Ладно, не важно...
И ведь Лара реально стреляла в Комаровского! Не попала в него, зато почти попала в прокурорского сынка, который крутился поблизости. Разразился бы дикий скандал, её бы сослали в Сибирь, НО господин Комаровский же адвокат, он её отмазал, реально дал денег и... ну, всё. Все пообсуждали эту декаданскую поступку отважной нигилистки, Лара побыла знаменитостью, конец этой истории.
Никак не могу определиться: Лара или святая, или блаженная... Посмотрим, чё она выкинет дальше.