На такой уебищный высер как "Крампус" тратить даже одну букву - и то стыдно, поэтому обойдемся без него. Хотя я и признаюсь, что глянула в надежде попугаться и вспомнить душным летом зиму, а мне все планы изговнякали...
Вообще не знала обо что, зато была уверена, что с Джонни Деппом. Когда увидела в кадре загримированного под старика Леонардо ДиКаприо - поняла, что что-то не так. Потом поняла, что перепутала этот фильм с фильмом "Джонни Д." - ненуачо? - в названии имя с точкой и заглавная Д. У меня не было шансов угадать правильно)) Потом поняла, что мне попалась опять биография. И в отличие от всех просмотренных ранее - я в восторге. Придавленная эмоциональным прибоем, больная, разбитая, но впечатленная. Есть ли в природе на этой планете откровенно плохие фильмы с Лео?!
Поскольку я далека от истории Америки так же, как Америка до моей истории, по мне, так этот номинально скучный фильм спас именно Лео и его герой. Точнее в неделимой сумме - герой, которого сыграл Лео, и Лео, который воплотил собой этого героя. Весьма значимого и максимально неоднозначного человека для американского правительства на протяжении полувека, пережившего две войны, великую депрессию, смену череды президентов и создавшего модное ныне говорит с акцентом из сериала ганнибал ЭфБэЭр. Что может быть интересного в создании государственного аппарата?! Это вызовет любопытный зуд только политологов всяких бесполезных да историков
Используя цитату Шрэка, этот фильм многослойный как луууук.
Первый слой - исторический, рассказывает о взрослении, характере и карьере Джона Эдгара Гувера, трудностях в работе и путях их преодоления.
Второй слой - детективный. Несколько резонансных дел из американской истории, вплетенные своими последствиями в развитие, укрепление и усовершенствование самой системы ФБР. Оказалось весьма познавательно, кстати, как без интернета, лабораторий и анализов люди работали свою работу в поле, а не тыкали кнопки умных машинен унд микроскопенштейнов
Третий слой - отношения Гувера с семьёй. У убежденного холостяка, женатого на деле всей жизни, Эдгара только мать (и зашибатая мать, дающая странные, ужасные, но по сути-то такие правильные советы!). Он любит её безмерно, уважает больше долга и морали, нарывается на подозрения в психическом расстройстве и на очевидные оскорбления типа "маменькин сынок", но разве маменькин сынок смог бы стать тем, кем стал в итоге Гувер, и сделать то, что делал он?! Мать сама давала ему в руки подол своей юбки, а когда Эдгар брал несмело, одной рученькой, мягко отстраняла и объясняла, почему ему не стоит принимать её предложения, хотя она бы и очень хотела. Понимаете это воспитание, йаа? Это не поощрение за что-то сделанное, не дрессировка на выработку рефлексов, а толчок к думанию своей головой и выбору своих решений.
Четвертый слой - легкий намек на гомосексуальные отношения Гувера и его помощника Клайда. Этот намек настолько же ненавязчивый, насколько разрушающий, ураганный и выносящий эмоции ногами вперед. Его как бы нет. И никогда не было. Но он как бы есть. И фильм показывает. Это драма и боль. И удар по лицу, и злой поцелуй и чужая кровь, выбитая тем ударом и отчаянно размазанная по своим дрожащим губам.
Признания звучат ошеломительно и резко, так, что можно было бы и без них - ведь и так всё понятно! Но Эдгар такой обходительный и вежливый, каждый день ритаульный ужин в том самом "нашем" ресторанчике, доверие бесконечное, совместные поездки в отпуск, чуть ли не 24 часа в сутки каждый день из года в год вместе. Сложно не влюбиться в идеального начальника, особенно, когда его сиятельное внимание обращено только вот так и только к тебе. А потом он вдруг говорит, что желает жениться на женщине, у него был секс с этой женщиной и ...ну, наверное, мне пора семью, Клайд, ты хочешь, чтобы я был один?! Осколки вшырнутого в стену стакана совсем-совсем не больно впиваются в голые ступни пониманием того, что босс ничего не видит и не чувствует. МАЙ ХЕРЦ ИСТ КАПУТ СОВСЕМ КАПУТ Та сцена с признанием - прекрасна в своей внезапности и страсти, огненном вихре из боли и истерики, и Лео, Лео великолепен. И тем, что "всё-таки у нас есть еще один день отпуска, Клайд...".
Можно засчитать наличие пятого слоя, наверное, и он зрительский, заточенный на постразмышление, он пронизан через все предыдущие, оставляющий в конце наедине с титрами просто тихо тлеть где-то внутри, когда не тепло, не холодно, а просто... есть, что чувствовать.
Этот фильм очень личный, очень ура-патриотичный, очень американский и очень голливудский.
Поэтому, разумеется, он двуличный и лживый, с дном и поддоньем, где с прослушкой сидят агенты ФБР, - в этом фильме говорят правильные речи, но исполняя их, всё, каждое слово, каждое предложение, каждое решение доходят до абсурда, до горячки и бреда. В сюжете охватывается период 20-70х годов - а в Америке с той поры ничего не изменилось! Политика точно такая же, заезженные фразы про "угрозы" внешние и внутренние остались неизменны, радары всё так же выискивают врагов везде, бомбы всё так же бездумно громят надуманные конфликты, провоцируя и раздувая их во что-то совсем уж монструозное, вопрос о этической и юридической стороне тотальной слежки за всеми так и не решился, лишь усугубился использованием современных технологий. Страна свободы и возможностей, воплощенный на земле идеал демократических прав и уважения, да? Как сказал Тилль: "Bück Dich, Amerika!".
П.С. Хочу, чтобы Мэтт Дэймон и Леонардо ДиКаприо в компании Скарлетт Йохансен и Наоми Уоттс снялись в одном фильме, а все зрители сыграли бы в занимательную игру ОТЛИЧИ ИХ ДРУГ ОТ ДРУГА ЭТО НЕВОЗМОЖНО КААААРЛ НЕВОЗМОЖНО