В 2001 году мне было 11 лет. По нынешним рейтинговым нашлёпкам на фильмы меня не должны были к нему подпускать ещё минимум лет пять. Потому что это - какой-то запредельной, неправильной, грубой и первобытной эротичности триллер, где все одеты в одежду, но совершенно раздеты в эмоциях. И ты сам тоже раздетый. А где-то с середины фильма начинаешь тихонечко (может, немношк против воли и только на инстинктах) дрочить.
Фильм старый и очаровывающий (в плане графики, которой просто_нет или она_дно, зато есть любовно сделанный крафт и великолепная игра актёров; в плане атмосферы вечно сжатой в горсть жёпки; в плане ответов на свои вопросы, которые ты получаешь вместе с героями; в плане подачи этой информации). А ещё он до усрачки пугачий. Чем больше становится известно, тем сильнее он пугает. Тем плотнее окружает отчаяние, ведь все твои страхи, которые умело и успешно вызываются снаружи, станут тем, что тебя погубит. Неизбежно, обязательно, точно. Ты обречён и избран, потому что ты правильно боишься, потому что твоё сердце стучит в искомом ритме, потому что твоё дыхание дрожит в любимом такте, потому что ты - именно то, чего так отчаянно не хватает ночному кошмару, идеальному хищнику, бессмертному демону, приходящему за лучшим из доступных раз в 23 года. "Не хватает" буквально и физиологически.
Это вам не манерный доктор Лектор с его мудрёной сервировкой стола, ножами Сомура, салфетками, пафосным этикетом и дефлопе с семечками кациуса на фарфоровой тарелке из столового набора династии Цин. Здесь чавкают, глотают громко, жадно, с чувством, здесь не вкушают, а жрут и насыщаются, зато до странности нежно любят патефон и своё милое хобби, в принципе мирное, исполненное не без таланта, стараний и усердия, но омерзительно вывернутое наружу просто потому, что такова природа вещей по другую сторону привычного восприятия эстетики, красоты и смысла, и где те, кто не пригоден в еду, зато привлекателен физически, просто отделочный материал.
Не фильм, а сплошной поток кинково-крипотной страсти! Жуткого ощущения, которое загоняют прямо в вену, и под кожей оно расплывается бензиновым пятном. И не важно, как часто бы ты дышал, воздуха всё равно не хватит. У этого фильма есть шарм - вызывающее лёгкую сладкую тошноту, от которой плавко кружится голова, обаяние. В нынешний век, когда триллеры чаще скучны, пресны, предсказуемы и клонят в сон, и где собирать атмосферу всё равно, что искать её на Луне, "Джиперс Криперс" из своего - казалось бы! - пыльного, заплесневелого чулана ощущается как дуновение лазурного бриза.
При этом он ничуть не грубый, не пошлый и не тупой. Он действительно в меру толковый, не скучный, оригинальный и прекрасно поставленный (оператор умеет держать камеру прямо и руки у него не трясутся). Тут нет сексуальных цыпочек в мокрых маечках, которые томно дышат, вздымают грудь и картонно пугаются. Тут нет могучих и всесильных качков с дробовиками наперевес. Тут нет клише. Тут есть обычные люди - милый лихой, немного неряшливый парень с очень красивыми глазами Дэрри и его сестра сильная, смелая и просто потрясающая Триш, оба до смерти напуганные, загнанные в угол, но не отчаявшиеся. Тут есть обычные копы, местная безумная кошатница, мутная ясновидящая, которая то ли спасительница, то ли в нечестивом сговоре. Нехитрые, самые элементарные ингредиенты, но как же славно они работают вместе... При должном и умном подходе к их сервировке и подаче, да. Когда ты видишь и через экран чувствуешь, что людям не всё равно, что они делают, снимают и хотят показать другим. Достойно уважения за этот труд, любовь к процессу и внимание к производству и к качеству конечного результата.
Освежала "Криперса" в памяти спустя много-много лет. Вторая часть, насколько я помню, так себе. А вот третью я уж и не чаяла ждать, но вот буквально на днях узнала, что ей - быть, и уже в этом году! Очень жду.