Нежданно негаданно этот фильм удивительно хорошо и правильно лёг в мою душу. Попал в мой поток. В мои чернила. Колыхнул мой жухлый огонёк в буржуйке. На краткий миг больно вернул мне мой 2019, 2020, лучшее время в жизни. Опрокинул внутри липкую тоску по чему-то далёкому и простому фразой о том, что нет, дорогая, так как раньше никогда уже не будет. Но вдруг...



У меня сложилось полное ощущение, что штурмбаннфюрер Дитер Хельстрём позврослел, заматерел, свалил из этого своего СС (но разумеется не бросил эти свои эсэсовские привычки, гештаповские приёмчики и знание языков), заделался профессором истории и товарищем консультантом да поехал шпиёнов искать мир смотреть. Начищенные сапоги до колен, приталенный плащ, трость, фуражки с черепом не хватает - а так всё по форме. Улыбчивое лицо приятного человека и хорошего парня и самого жестокого обманщика, какого только можно вообразить. Стоит чуть расслабиться в его присутствии или отвернуться на мгновение, утеряв зрительный контакт, - его улыбка тут же исчезнет, его мимика тут же замрёт, его глаза тут же потухнут и оттуда, из самой тьмы, начнёт смотреть уже что-то иное. Ооо да, узнаю-узнаю это всё до дрожи майн либэ Аугуста Диля, которого я обожаю-обожаю бесконечно! Мне он грохнул сердечко году эдак в 2009, теперь очередь остальной России. 

Аугуст - Воланд моей души.
Полнокровное затмение моего сердечка.

Фильм очень красив, прекрасно снят, интересно поставлен. Чего только стоит сцена с буквой М, в отражении лужи выглядящая как W и Воланд, который прошёл "как каравелла по зелёным волнам". Мне хочется пересмотреть его, останавливать и разглядывать кадры, постановку, свет, тени. Хочется рассмотреть почерк Мастера, каждую завитушку его букв, каждую кляксу, уроненную трясущейся рукой. Каждое движение брови Аугуста, каждый блик на его сапогах. Каждую каплю боли и страха, которые появляются в глазах Маргариты, и каждую вспышку отчаянной смелости и бешенства одержимой любви, которыми они сменяются. Сцены наполнены не только актёрами, но и игрой предметов на втором плане, где-то там в глубине пространства нам тоже рассказывают историю. Обстановка не просто фон. Секс среди пыли, тусклого света и книг не просто акт. Рукописи не горят, зато горит Москва. Звёзды падают не с неба, а со шпилей зданий. Каждому по вере, потому что верить надо хоть во что-то. Мы в восхищении, не разговариваем с незнакомцами и... заслуживаем своей тишины.  
 
Унылая и помятая рожа Цыганова в тему. Местный Мастер именно что уныл, помят, измучен, книжный - создавал более живенькое ощущение. Возможно обманчивое. Маргарита очень красива, скуласта, румяна и бледна. Есть в ней что-то эдакое. 

Бал скучнейший. В старом сериале мнооого круче был! И та жуткая, тревожная музыка, которая подымает всю шерсть вдоль хребта как на парад, бррр! А тут это даже не бал никакой! Просто вереница людей, которые не ошиблись дверью и пришли на голую вечеринку в готическом стиле, куда не подвезли ни музыки, ни скоморохов, ни танцев, ни амьюзмента, ни угощений, а из выпивки господа хозяева только старика и смогли предложить. Да вы штооо, как вообще можно было эту сцену просто профукать? Но тут уж вопросы к бюджету, хронометражу, цензуре, бла бла. Платье королевы бала - моё почтение. Шикарный образ. Хотя железное бикини из сериала тоже выглядело отлично, дополняло драму привкусом металла и крови. 

Я ждала феерической сцены, когда Воланд распекал заведующего буфетом за осетрину, которая не бывает второй свежести, но её не было. И понимаю почему - и так дофига персонажей, до которых нам должно быть дело, куда ещё этот буфетчик. 

И почему меня везде раздражает Коровьев? Тутошний не исключение. Азазелло жуткий, как и положено. Бегемот ужасен. Реальный кот, разумеется, прекрасен и пушист и ОН МЕЙН КУН ААААА но рисованный компухтером просто треш. И я понимаю: у них там здоровенная футуристическая, максимально некомфортная упорото-первоймайная Москва с монструозными зданиями, звёздами, Карлом Марксом и Лениным отовсюду, на кота бюджетов и нормального три-дэшника не хватило. Но вот смотришь на Ракету из Стражей Галактики в далёком 2014 - ёмаё, енот настоящее настоящего! Смотришь на Бегемота в свежайшем 2024 - ёмаё, шта это за драный ёрш для бутылок?

Окунуться было неожиданно круто, наполниться самой тёмной ночью, какая бывает перед рассветом, и обновлённой решимостью.